«РАО-де-Жанейро»

«Нет это не Рио…И даже не Сан-Сальвадор-де-Жужуй! – думал про себя ученик Великого комбинатора. В мыслях он уже был на роскошном пляже, в белых штанах и колониальном шлеме. И даже существование румынских пограничников не так омрачало его мечты, как украинская таможня…»Так или примерно так будет начинаться завершающая глава увлекательного детектива по мотивам биографии С.С.Федотова, генерального директора и по совместительству сына частной владелицы ООО «Российское авторское общество» или просто РАО. 

В прошедшую пятницу, 16 мая должен был завершиться прием документов на конкурс по аккредитации организаций по коллективному управлению авторскими правами. Подготовленные к нему  юридические документы РАО на 999 промилле подтверждают вторую из версий неадекватного поведения руководства РАО – подготовка к бегству за границу под прикрытием громкого международного скандала о притеснении авторского сообщества.
Но и первая версия тоже полностью подтвердилась на практике. То есть участие владельцев РАО в политической кампании, направленной на отстранение министра культуры Соколова не вызывает сомнений. Как и личность главного заказчика – руководителя Роскультуры Швыдкого, давно боровшегося за возвращение на уровень министерства.
Однако говорить о полной победе Швыдкого и полном поражении Соколова пока рано. Во-первых, Соколов остается единственным из нетрудоустроенных отставников, и Путин еще может найти вполне достойное место в политике своему лояльному подчиненному. Иначе будет "не по понятиям", и остальные столь же лояльные будут нервничать.
Во-вторых, на пост министра назначен человек со стороны и не просто со стороны, а с очень высокого уровня внешнеполитических дел – бывший первый замминистра иностранных дел и посол во Франции А.Авдеев.
Швыдкого и его команду махинаторов от культуры устроила бы любая другая фигура – из сферы культуры или из сферы экономики, но только не эта. И вот почему.
Нетрудно заметить, что Путин на всякий случай подстраховался и еще при Соколове создал себе на базе Минкультуры запасной канал внешнеполитической работы с Евросоюзом. Теперь этот запасной канал становится рабочим, и у Путина в правительстве есть еще один министр внешних сношений, неподотчетный Медведеву.
Единственный способ заблокировать этот запасной внешнеполитический канал – попытаться втянуть и нового министра культуры в какие-то громкие скандалы. Для этих целей нет ничего лучшего, как назначить в замминистры культуры того же Швыдкого или одного из его подручных.
В конце апреля районный суд официально признал правоту Соколова, обвинившего подчиненных Швыдкого из Третьяковки в коррупции.  Новому министру вовсе не с руки будет иметь такой тыл для работы с европейцами, весьма чуткими к таким формальностям как судебные решения. Да и контрпропаганду на этих «формальностях» противники российско-европейского сближения выстроят такую, что мало не покажется.
Именно поэтому, видимо, Соколову до сих пор ищут приличное место. Потому как увольнение в никуда или с существенным понижением формально оказывается местью коррупционеров за его победу, пусть и в идейном споре с руководством Роскультуры
Так что интрига, связанная с первой версией, противостоянием Соколова и Швыдкого все еще развивается.
 
Вторая версия – подготовка руководства РАО к скандальному бегству из страны с фактическим закрытием лавочки и уводом активов организации – также подтверждается, теперь уже документально. И точно также может служить инструментом для дискредитации нового руководства Минкультуры и блокирования запасного внешнеполитического канала на европейском направлении.
Одной из первых внешнеполитических задач путинского правительства является завершение переговоров по ВТО, чтобы доказать соответствие российской экономики европейским критериям. Даже, если после этого американские сателлиты блокируют вступление, Европа сможет сделать шаги навстречу России. Именно поэтому ответственный за ВТО И.Шувалов – нынче самый первый вице-премьер.
Одна из ключевых проблем в переговорах по ВТО с точки зрения «старой Европы» - это внедрение в России европейских стандартов законодательства об интеллектуальной собственности. Что мы вроде бы успешно сделали в четвертой части ГК РФ.
Но теперь следующий шаг – начало практического применения нового закона через аккредитацию организаций по коллективному управлению. И вот теперь почти неизбежен громкий скандал на первом же конкурсе по аккредитации организаций по авторским правам. Потому что частные владельцы РАО прикрываются весьма громкими именами авторов. Но при этом преднамеренно и сознательно внесли в комиссию документы, грубо не соответствующие законодательству. Задача – либо провести через комиссию незаконный устав, сохраняющий порядки частной лавочки, либо если это не удастся – ликвидировать частную лавочку РАО с наибольшим ущербом для государства и получить покровительство на Западе.
Разумеется, в такой радикальной постановке вопроса со стороны владельцев ООО «РАО» есть очень большая доля шантажа – или аккредитуете на наших условиях, или все усилия в последнем раунде переговоров по ВТО пойдут насмарку. Но в том то и проблема, что даже в случае аккредитации РАО по негодным документам неизбежный скандал только откладывается. Потому что в уставе РАО вопреки четвертой части ГК возведены незаконные барьеры против новых участников, по крайней мере на ближайшие 6 лет.
 
Признаюсь, я специально выяснял в кругах, близких к комиссии по аккредитации, ситуацию с уставом РАО. И нашел интереснейший документ – справку для Генеральной прокуратуры о массовых несоответствиях норм устава РАО гражданскому законодательству и Типовому уставу аккредитованной организации.
Пересказывать все нарушения закона будет очень затруднительно, поскольку справка занимает 7 страниц плотного текста, почти столько же, сколько и сам устав.
Могу процитировать один из выводов: «...действия руководящих органов РАО, подготовивших для аккредитации устав РАО, не соответствующий Типовому уставу и законодательству уже ущемляет права и свободы членов РАО, а в случае положительного решения комиссии может нарушить права и свободы неопределенного круга правообладателей, поскольку уставом РАО:
- не предусмотрена обязательность приема в члены всех правообладателей и создан барьер в виде вступительного взноса;
- нет возможности досрочного прекращения полномочий руководящих органов РАО даже в случае созыва внеочередной конференции большинством новых членов
- порядок управления не соответствует закону об общественных организациях».
 
Нет, в самом деле, зачем нужно подавать на конкурс устав, преднамеренно и грубо не соответствующий законодательству, в том числе Типовому уставу, кроме как, чтобы спровоцировать громкий скандал или шантажировать таким скандалом? Лично я никакой другой логики в таких действиях не вижу.
А зачем нужно было долго уговаривать чиновников Росрегистрации, чтобы включить таки в устав общественной организации заведомо незаконное голосование по доверенности
Вот здесь можно найти очень даже простую и доходчивую логику, особенно после обнаружения в тексте устава РАО, в пункте 5.5 маленькой такой ошибочки, вроде бы как даже и опечатки. Ну, подумаешь, всего лишь перепутали порядок голосования по двум небольшим таким вопросикам!
Теперь оказывается, чтобы снять генерального директора с должности, высшему органу – конференции РАО нужны не половина, а две трети присутствующих лиц. Причем голосование по доверенности всегда может быть аннулировано, а досрочное отстранение, предусмотренное Типовым уставом, в устав РАО не попало
Зато для того, чтобы ликвидировать РАО или реорганизовать его в фонд имени семьи Федотовых, теперь достаточно лишь половины голосов вместо квалифицированного большинства по закону. И доверенности в этом случае можно зачесть, даже если доверителю не сказали, что речь пойдет о фактической ликвидации РАО. После этого можно в течение пары-тройки недель сверхсрочно перерегистрировать РАО в фонд и перепродать недвижимость «добросовестному» зарубежному покупателю. А потом уже подавать заявку на статус политического беженца, преследуемого министром культуры Авдеевым, стремящимся возродить тоталитарный ВААП.
 
Нет, когда я писал предыдущую заметку в этом журнале, я всего лишь просто предположил, что речь может идти о «сматывании удочек», преднамеренном скандальном закрытии частной лавочки РАО и уводе в оффшор всех активов, включая здание на Большой Бронной. Но я и не мечтал получить вот такое прямое подтверждение своего прогноза в официальном юридическом документе – уставе РАО. Действительно, весьма трудно было рассчитывать на столь откровенную сверхнаглость владельцев частного семейного предприятия под названием «Российское авторское общество».

Версия №2 - "Сматывание удочек"

Загадочная история с политически суицидальным пиаром руководителя РАО С.Федотова, по крайней мере, дает пищу для аналитических упражнений. Немного поразмыслив и пообщавшись с людьми, знающими внутреннюю кухню РАО, вынужден выдвинуть еще одну версию, которая, впрочем, не отменяет первую. То есть «наезд» на министра Соколова вполне мог быть инспирирован его недругами из Роскультуры, особенно с учетом проигрышного судебного иска Третьяковки, так и не сумевшей отмыться от диагноза «коррупция».
Но, оказывается, есть и вторая сторона медали, еще один мотив, объясняющий, почему руководство РАО решило идти ва-банк.
 
Collapse )

ЧОРНЫЙ САМООТПИАР

  
Как я и предполагал, изумившая меня история про Фагота из РАО получила продолжение.
На сайте «Компромат.Ру» появилась целая серия анонимок с весьма хамским наездом на министра культуры Соколова. Например, вот эта довольно глупая «Сказка про Федота-стрельца», главным положительным героем которой является сам директор РАО Сергей Сергеевич Федотов. По причине того, что уши заказчика здесь торчат по самый хвост, правильней было бы назвать сказку – «про Федота-самострела».
Collapse )

«Командующий парадом тронулся, господа правообладатели!»

  
На прошлой неделе был в Питере по делам, помогал приятелю готовить концертную программу, он в питерской Консерватории работает. Неспокойно у них как-то. Тут Швыдкой приезжал на днях, защищать ректора от уголовного преследования. А потом ректор, видимо в порядке отработки долга, всех своих преподавателей по разнарядке загнал на собрание в питерский комитет по культуре, на Невском. Ну я с приятелем увязался, ля массовки. Тем более тема собрания меня волнует – защита прав исполнителей – правообладателей.
Думаю, ну в крайнем случае посплю пару часиков в культурном месте. Но нет, скучать не пришлось. Так что не жалею – такой бесплатный цирк не в каждом городе бывает.
Для начала при входе всех записывают в журнал и просят расписаться. Я уже здесь смекнул, что происходит какое-то надувательство. Потому как текст, под которым все подписывались, был аккуратно прикрыт сверху. Не иначе, думаю, сбор в поддержку очередного отца русской демократии. И ведь не ошибся.
Сел в пятом ряду возле окна, чтобы удобнее наблюдать было за суетой в президиуме. А там сначала полчаса суетились, где сажать министра культуры. А потом все же выяснилось, что никакого министра нет и не предвидится. Тогда стали на ходу решать, кого посадить в президиум, если без министра. То есть пока все шло строго по плану аналогичных мероприятий, с заменой ранее объявленного свадебного генерала из столицы на местного отставного подпоручика.
Однако самое странное во всей этой истории оказалось, что «командовать парадом», то есть руководить процессом взялся действительно серьезный пацан – председатель Российского авторского общества Федотов. Нет, Российское авторское общество – контора пусть и старая, еще советского образца, но до сих пор считалась серьезным заведением. Так что я еще раз не пожалел, что пошел морально поддержать приятеля. Скучное собрание по разнарядке музыкальной общественности перестало быть томным и оказалось утренником сатиры и юмора.
Причем саморазоблачения пошли немедленно. Для начала Федотов объявил, что все мы собрались по инициативе министра Соколова. Но сделал при этой фамилии такую мину, что было сразу видно, что председательствующий нагло врет. Вообще выступление председателя РАО сразу стало ассоциироваться меня со сценами из бессмертного романа, в которых Фагот убеждает собравшихся в Варьете граждан принять участие в процессе.
Самое первое впечатление успешно подтвердилось через несколько минут, когда Фагот, как я его мылено для себя окрестил, вдруг начал убеждать, что министр культуры нам вовсе и не нужен. Что всеми вопросами авторских прав на самом деле уже давно руководит лично Фагот-Федотов. А все эти министры и руководители федеральных агентств и служб – действуют строго по указаниям самого Сергея Сергеевича.
Присутствующие в зале консерваторские сотрудники сначала долго не могли понять, что вообще происходит. Потом самый догадливый, кажется хореограф, начал задавать вопросы – Я не понимаю, нас позвали на обсуждение профессиональных проблем, а мы оказывается должны прямо здесь, не глядя, создать какую-то организацию? (Смех в зале).
На мой взгляд стороннего наблюдателя, именно это и было самое странное в происходящем. Ведь у Фагота, то есть у Федотова уже есть солидная организация правообладателей, то самое Российское авторское общество. Если уж так нужно, мог бы всех пригласить к себе, создать секцию исполнителей. Нет, зачем-то понадобилось обманом заманивать исполнителей, чтобы создать новую организацию правообладателей. Причем, якобы от имени министра культуры, который, однако, оказывается ни при чем. Зато каким-то образом через ректора консерватории замешан Швыдкой, который состоит в жесткой конфронтации с министром. Сопоставляю и думаю, какая-то подстава готовится. Интересно, зачем понадобились столь сложные разводки?
В конце концов, Федотов и сочувствующие ему члены президиума устали успокаивать музыкальную общественность в том, что не покушаются на их деньги. Фагот предложил срочно свернуть шарманку и перейти к голосованию – создаем или не создаем новое общество. При этом зал не успел среагировать на прозвучавшее «кто против?», поэтому были подсчитаны только 4 голоса воздержавшихся. «большинство – за», сделал логичный вывод председатель Федотов.
Точно так же почти никто, кроме президиума, не поднимает рук и при голосвании за или против устава. После чего президиум успешно голосует за избрание себя правлением нового общества.
Нет, все сделано технично и быстро. Меня собственно заинтересовал только один момент. В совет нового общества были заочно избраны весьма известные личности –Юрий Антонов, Андрей Макаревич, Эдуард Хиль, Николай Расторгуев, Лариса Долина, Вячеслав Добрынин. Я так понял, что следующий этап разводки – это когда Фагот от имени ничего не подозревающего министра культуры оповестит всех этих уважаемых людей о том, что они уже участвуют в операции прикрытия. Технично, ничего не скажешь. Особенно порадовало, когда музыканты расходились и высказывали президиуму свое удивление происходящим. На что Фагот изобразил постное лицо: - «да я и сам не знал, мне в последний момент сказали – создавай, поэтому не могли предупредить, мы и сами ничего не подозревали…» Вот это блеск, вот это мастер-класс разводки.
 
Но казалось, что все это только цветочки, а ягодки были впереди. Я тоже было собрался покинуть собрание. Но что-то меня остановило, и решил я обдумать увиденное и услышанное в ближайшей курилке, на лестнице. Тут слышу, приближается Фагот, то есть Федотов, возбужденно доказывающий что-то двум членам президиума. Одного кажется Березовский фамилия, а другого не помню.
Ну, я скромно отошел в сторонку за угол, и прикинулся ветошью, освободил место. И не пожалел, с учетом прекрасной акустики. А так бы я не узнал, кто и как, да какими успешными методами руководит подбором кадров в нашей культуре. Видимо, Сергей Сергеевич расслабился и решил проявить себя во всей красе. Дальше воспроизвожу монолог Фагота практически без излишних комментариев.
- Да у меня не только Соколов, у меня все министерство вот где. Кого нужно назначим, кто мешает – нах… Вот Пожигайло был статс-секретарем, хотел мне ставки срезать. И где сейчас Пожигайло? Нет его!  А всего-то четыре публикации организовал в Компромате. Он к Никите Михалкову бегал, дружил. Мы – бац, в Компромате написали, что Михалков приказал Пожигайло лоббировать западные компании в обмен на Оскар. Подставил, получается, Пал Андреич Никиту Сергеича. Потом еще была публикация – про Госпорнобордельнадзор, проект указа от имени Пожигайло. Ну, так он сам подставился... Думал, на борьбе с порнографией его Михалков и Лесин в министры продвинут. А получилось наоборот.
-Да, что там какой-то замминистра культуры. У меня на каждого план составлен и компромат заготовлен – и на Соколова, и на Боярского, и на Кобзона было. И даже на Михал Ефимыча есть, но он знает, что я знаю. Нужно только регулярно подогревать интерес, размещать материалы хотя бы раз в полгода.
- Я вам открою, только никому, у меня и на самом высшем уровне все схвачено. Есть методы работы по любым фигурам. Вот нужно было повлиять на Медведева, провести авторские ставки через комиссию правительства. Повлияли, причем на уровне подсознания. Есть и такие специалисты, называется волшебная сила искусства.
- Как, как? Секрет фирмы. Нейролингвистическое программирование на уровне глубинных символов. Я тем же самым специалистам большие деньги плачу, что Путина в президенты выдвинули. Путин – у нас в народе воспринимается, как кто? Правильно, как Штирлиц. А когда было нужно надавить на психику Медведева, мы организовали публикацию, где намекнули – что из всех друзей Штирлица только Медведев похож на Плейшнера. Он тоже профессор. Но фамилию не называли, чтобы не запрограммировать на суицид. Но он теперь у меня на психологическом крючке. Поэтому будет делать то, что мы ему внушим по нашим каналам.
(В этом месте монолога Фагота член президиума Березовский чуть не подавился сигаретой и попытался откланяться. Но Остапа, то есть Фагота явно несло, он требовал внимания и продолжал монолог, размахивая руками и зажав собеседника в угол.)
- Да это все ерунда, главное, держитесь меня, хотя со мной лучше не связываться. Вон дагестанцы хотели меня контролировать. И что? У них мозгов не хватит со мной тягаться. Я с их помощью расчистил поляну, сначала в РАО, теперь по смежным правам. А дальше наши пути опять расходятся. Я еду в Европу, а Ахмед – опять на нары. Слышали, директора фонографической ассоциации ударили по голове осенью. Насмерть. Жалко человека, конечно, но он сам не в свое дело полез. Потом достаточно пару публикаций в Компромате, и теперь все уверены, что это дело рук Ахмеда. Кто еще на такое способен в нашем бизнесе? Ха-ха! (На этих словах Березовский все же вырвался из угла и быстро откланялся. А жаль, Федотов только раскочегарился и мог рассказать много интересного. )
Я только не мог взять в толк, зачем Федотов решил пугать компроматом певца Боярского. Но потом специально просмотрел в Интернете и убедился, что не так уж и привирает Фагот, действительно все так и есть – про Пожигайло, и про Ахмеда, и про Боярскова из Россвязьохранкультуры.
Нет, все же псих на воле – действительно страшнее динамита. А если еще и при денежной должности...
.